Реклама на сайте | Контакты |
Последнее время в СМИ особо активно обсуждаются вопросы о совершенствовании деятельности таможенных органов России в связи со вступлением России во Всемирную Торговую организацию, а также с созданием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Говорится о многом: о гармонизации таможенных процедур, о совершенствовании системы оценки эффективности деятельности таможенных органов, о внедрении «Дорожных карт», о снижении таможенных пошлин и прочем. А вот обсуждением вопросов, связанных с таможенными правонарушениями, практически не занимаются.
Можно сделать самое простое предположение, что, возможно, не о чем особо говорить: все работает, все соответствует международным стандартам, все законно и соразмерно, а если и есть какие-то недостатки, то они незначительны.
При отсутствии резких выступлений представителей бизнеса в отношении регулирования таможенных правоотношений, тем не менее, можно заметить, как регулярно в СМИ появляются отчеты таможенных органов, в которых докладывается о высокой результативности работы в части выявления, пресечения и расследования административных правонарушений.
Так, по официальной информации таможенных управлений, в первом полугодии 2012 г. таможенными органами Дальневосточного федерального округа возбуждено 3887 дел об административных правонарушениях, что на 25 % превышает показатель аналогичного периода прошлого года (далее - АППГ), Уральского федерального округа возбуждено 2 187 дел, Южного таможенного управления возбуждено 3 345 дел, Приволжского региона возбуждено 3953 дела. За 9 месяцев 2012 г. таможенными органами СЗФО возбуждено 13 175 дел, что на 8.3% больше, чем за такой же период прошлого года (АППГ – 12 079 дел).
Предметами правонарушений чаще всего являлись табак и промышленный заменитель табака, валюта, автотранспортные средства, текстильные материалы и изделия, алкогольная продукция, мясо и пищевые мясные субпродукты, электрические машины и оборудование, древесина и изделия из нее.
По сведениям ФТС России, в структуре дел об АП преобладали правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 16.2, 15.25, 16.3, 16.5, 16.15, 16.18, 16.10 и 16.1. Однако, их количественное соотношение на сайте ФТС России и большинства официальных ресурсов таможенных управлений не указываются (за исключением ДВТУ).
Так, таможенными органами ДФО возбуждено 1763 дела по ст.ст. 16.1, 16.2, 16.3 КоАП России (так называемые «контрабандообразующие» составы) , 80 дел по ст. 16.5 КоАП РФ (нарушение режима зоны таможенного контроля); 90 дел по ст. 14.10 КоАП РФ (незаконное использование товарного знака); 18 дел по ст. 16.22 КоАП РФ (нарушение сроков уплаты таможенных платежей); 26 дел по ст. 20.25 КоАП РФ (уклонение от исполнения административного наказания); 420 дел по ст. 16.16 КоАП РФ (нарушение сроков временного хранения товаров); 364 дела по ст. 16.15 КоАП РФ (непредставление в таможенный орган отчетности); 298 дел по ч.1 ст. 16.23 КоАП РФ (незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела от имени декларанта). В целом, данные цифры отражают общероссийскую тенденцию выявления таможенных правонарушений.
Большие цифры внешне внушают доверие к результатам деятельности таможенных органов, однако, что кроется за ними?
Среди всех таможенных правонарушений реальную угрозу стране и обществу представляют «контрабандообразующие» составы, наносящие значительный экономический ущерб государству, а также перемещение контрафактных товаров, наносящих значительный экономический ущерб крупным производителям. Остальные статьи фактически предназначены для защиты «таможенного правопорядка» (соблюдение сроков хранения, уплаты таможенных платежей и предоставления отчетности, соблюдения порядка нахождения в зоне таможенного контроля и т.д.).
«Шпицрутены» таможни
Статистика свидетельствует, что более половины дел об административных правонарушениях было возбуждено таможенными органами именно по второй группе составов правонарушений. А это есть свидетельство того, что таможня борется с последствиями своей некомпетентности в части обеспечения «таможенного правопорядка» и работает на статистику, для обоснования своей необходимости в системе государственных органов.
Сами посудите о тяжести и общественной опасности таких деяний как:
- несвоевременное представление отчетности владельцем магазина беспошлинной торговли или склада временного хранения;
- нарушения сроков временного хранения товара;
- нарушение сроков уплаты таможенных платежей;
- нарушение режима зоны таможенного контроля.
О том, что большинство этих правонарушений можно было бы избежать, т.е. предупредить их совершение (а это, между прочим, является одной из задач таможенных органов), речи не ведется. Ведь в эпоху глобальной информатизации общества
большинство таможенных правонарушений, связанных с «правопорядком», может предупреждаться на ранней стадии путем дополнительного информирования.
Как следствие - это снижало бы бюрократические издержки и повышало эффективность использования имеющихся в подчинении кадров, в том числе для обеспечения экономической безопасности страны путем выявления «контрабандных» правонарушений.
Но кто этим занимается? Кому это надо, если в таможнях, с незначительными товаро- и пассажиропотоками необходимо выполнять план по выявлению административных правонарушений. Отсюда и получается, что за 9 месяцев работы Камчатской таможни около 20 % выявленных таможенных правонарушений были связаны с непредставлением отчетности (ст. 16.15 КоАП РФ).
Как результат, достижениями таможни становятся такие примеры, публикуемые в СМИ:
«Предприимчивая жительница города Батайска, возвращаясь из Анталии (Турция), приобрела в магазине беспошлинной торговли девять бутылок спиртных напитков, чтобы с шиком отметить приезд. Но планам девушки не суждено было сбыться, сотрудники Ростовской таможни изъяли излишки, возбудив дело об административном правонарушении. Теперь девушку ждет суд и штраф»
«При проведении таможенных операций в отношении багажа и ручной клади пассажиров, прибывших международным авиарейсом Анталия (Турция) – Краснодар, у гражданки России были обнаружены три блока сигарет (600 штук)»
И, как вы опять понимаете, таможня в сфере борьбы с экономической безопасностью страны также занимается работой на статистику, выявляя наиболее простые, малоопасные правонарушения. Главное, чтобы было больше, чем в прошлом году – главный девиз в работе таможни?
А если срочно нужны показатели, то дело иногда доходит до забавных казусов, когда административные дела возбуждаются по факту недекларирования какой-нибудь ненужной ветоши или пустых бутылок из-под воды, забытых грузчиками в контейнерах при погрузке.
Такая работа и приводит к тому, что таможенные органы РФ стремятся выявлять правонарушения, не требующие больших усилий, возникшие в результате допущенных декларантом либо его представителем ошибок, а не намеренных действий. А в результате участник ВЭД получает запятнанную репутацию и лишнюю бумажную волокиту, и временные затраты. Хотя, даже в п. 3.39 Киотской конвенции от 18.05.1973 г. международное сообщество призывает таможенные службы не применять существенных штрафных санкций за ошибки.
Справедливости ради, не будем говорить о нашем законодателе совсем плохо. Проблему ошибок он попытался решить последними поправками, внесенными в КоАП РФ, возможно, в целях снижения подобной порочной практики возбуждения дел об АП. Так, теперь само по себе заявление неверных сведений о классификационном коде по ЕТН ВЭД ТС, либо о таможенной стоимости не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в ст. 16.2 КоАП РФ, (за исключением случаев, если это сопряжено с указанием недостоверных сведений о товарах или сведений, не основании которых определена их таможенная стоимость, либо представлением недействительных документов, - разъяснено письмом ФТС России от 01.02.2012 № 18-12/04655).
Однако, как верно комментируют эти поправки на интернет просторах: «То, что их приняли наверху хорошо, но это не значит, что их будут применять на местах».
Администрация Портала |
Размещено: 22 Октября, 2012 14:21
|
||||
|
Обсуждение новости размещенной на портале transavto.by :
|
||||