11 Августа 2014 07:36Экономика и БизнесРазмер шрифта: А А А
ГТК: «Декретные» автомобили – объект повышенного внимания и контроля
В Таможенном комитете рассказали о контроле за предприятиями, которые ввезли в Беларусь льготные грузовики по декрету №6, и о том, что используются "декретные" автомобили.
Ведение декрета №6, согласно которому ряд субъектов хозяйствования освободили от уплаты НДС и таможенных пошлин при ввозе в Беларусь автомобилей, вызвало критику едва ли не у всех игроков автобизнеса. Переполненность вторичного рынка грузовиков, падение продаж «тяжелых» автомобилей в дилерских центрах, резкое снижение доходов перевозчиков из-за возросшей конкуренции, - во всем этом винят законодательный акт, давший сельским предприятиям льготы.
Ввозная таможенная пошлина составляет до трети от стоимости автомобиля. Стоит ли удивляться, что многие бизнесмены воспользовались льготой, не посчитав нужным соблюдать требования декрета? Грузовики ввозили на перепродажу, сдавали в аренду, пытались зарабатывать на грузоперевозках. Как видно, именно по этой причине действовал новый декрет недолго – с 1 июля 2012 года по 1 декабря 2013 года.
После того, как поток дешевых грузовиков в страну иссяк, самое время подвести итоги, выяснив, сколько транспортных средств ввезено не по назначению и какой урон это причинило стране. С такими вопросами «Ежедневник» обратился к начальнику отдела методологии таможенных платежей Государственного таможенного комитета Дмитрию Коваленко.
- Комментируя сложности работы на транспорте, ввезенном в Беларусь по декрету №6, грузоперевозчик сообщил о многочисленных нарушениях его коллег. Мол, и в Россию ездят, что строго запрещено, и по стране перевозки осуществляют, несмотря на обязанность работать исключительно по месту регистрации фирмы. Ведут ли таможенные органы контроль за такими «декретными» автомобилями?
- Автомобили, ввезенные по Декрету № 6, являются условно выпущенными, т.е. пользование и распоряжение такими транспортными средствами сопряжено с определенными ограничениями. Но ограничений относительно использования транспортных средств, ввезенных по декрету №6, и их привязки к конкретной территории не предусмотрено: автомобили могут быть использованы как в отдельной области, так и по всей республике, а так же за ее пределами. В числе запретов – отчуждение транспортного средства, ликвидация и перерегистрация предприятия на территории населенных пунктов, не являющихся средними, малыми городскими поселениями или сельской местностью.
- Каким образом и с какой частотой сотрудники вашего ведомства осуществляют таможенный контроль за субъектами хозяйствования, ввезшими грузовой автомобиль по декрету №6?
- Контроль производится на основании системы управления рисками - методологии, разработанной таможенными органами, в том числе с учетом информации, предоставляемой субъектами хозяйствования. В отношении товаров таможенный контроль осуществляется исходя из принципа выборочности объектов и форм такого контроля. Многое зависит от целесообразности и наличия достаточной и взвешенной информации.
- Какого рода эта информация?
- Самая разная. Она может быть получена в ходе аналитической работы таможен и от граждан, в том числе анонимных, заявивших о нецелевом использовании транспортных средств, ввезенных по декрету №6. К примеру, нам сообщают, что автомобиль, зарегистрированный в какой-то из областей Беларуси, работает в Минске, хотя, как отмечалось выше, использование транспортных средств по целевому назначению не предусматривает ограничений по территориальности. Согласно правилам, изложенным разработчиком декрета №6 – Минэкономики, на «декретном» транспорте позволяется выполнять любую работу, не противоречащую положениям декрета. Грузовик может простаивать, если так посчитает нужным компания, в уставный фонд которой он внесен.
Декрет не загоняет субъектов хозяйствования из малых населенных пунктов и сельской местности в жесткие рамки, его суть – дать людям работать, осуществлять предпринимательскую деятельность.
- Как выглядит проверка таможенных органов?
- Исходя из наличия информации и полученных предписаний, сотрудники соответствующих подразделений запрашивают у субъекта хозяйствования документы, подтверждающие правомерность использования предоставленной льготы, реже – выезжают на предприятие с целью осуществления проверки.
- Ведет ли ГТК учет количества грузовиков, ввезенных по декрету №6?
- Такой учет ведется. «Декретные» автомобили являются объектами повышенного внимания и контроля, поскольку при их ввозе заявлялась льгота по уплате таможенных платежей. Мы располагаем количеством таких автомобилей, однако не вправе озвучивать цифру: данные относятся к предмету специальной таможенной статистики и считаются конфиденциальными.
- А как насчет количества наказаний за неправомерное использование «декретных» автомобилей?
- Такие данные есть, но тоже закрыты. Статистика, касающаяся деятельности предприятий, которым предоставлена льгота, используется для принятия управленческих решений и мер реагирования, следовательно, не должна попасть к заинтересованным лицам. Это касается не только транспортных средств, ввезенных по декрету №6, но и иных товаров, в отношении которых применяются льготы.
- А может, причина в том, что по декрету №6 было ввезено слишком много грузовиков с нарушениями, о чем сегодня говорят представители автобизнеса?
- Вся информация о незаконном использовании таких автомобилей поступает в таможенные органы и отрабатывается. На ее основании формируются систематизированные подходы при выявлении рисков нарушения законодательства.
- Каким наказаниям подвергаются субъекты хозяйствования, которые используют "декретный" грузовик не по назначению?
- Наказание указано в декрете – это возврат таможенных платежей, от которых субъекта хозяйствования освободили. Причем возврат будет осуществляться с учетом пеней – со времени выпуска транспортного средства в республику и до факта нарушения либо момента его установления. Таким образом, предприятие, нарушение которого будет выявлено, скажем, в 2017 или 2018 году, выплатит значительную сумму. В этом случае величина пеней, рассчитываемых исходя из ставки рефинансирования, суммы, подлежащей уплате, и количества дней просрочки, будет сопоставима с размером таможенных платежей.
- Остались ли после внесения изменений в декрет №6 категории транспортных средств, на которые продолжает распространяться льгота, освобождающая от уплаты пошлины и НДС?
- В настоящее время положениями декрета освобождение от таможенных платежей не предусмотрено в отношении транспортных средств, за исключением отдельных товарных позиций в виде новых прицепов и техники промышленного назначения, используемой в аэропортах
Простите,жаба эта задушила уже всех и давно,а вот то,что эти декретники работающие "за идею" перебили все ставки с..ки,я простить не могу.Сами толком не зарабатывают и другим не дают.Всех "сдать",всех "под статью"!!!
Рудковский ВладимирПростите,жаба эта задушила уже всех и давно,а вот то,что эти декретники работающие "за идею" перебили все ставки с..ки,я простить не могу.Сами толком не зарабатывают и другим не дают.Всех "сдать",всех "под статью"!!!
уже сколько писалось фактов, что за идею работают не только декретчики, полно ип стоит и под еврооптами, полно ип развозят по 20-30 точкам на убитых ивеках за пирожок. декрет показал кто есть кто, у кого есть свое мнение, а у кого нет, кто знает себе цену, а кто нет. и еще экономика не в том состоянии, чтобы обеспечить всех перевозчиков грузами, кому-то надо уйти, а не возить 30точек за 2 миллиона...
Иван все правильно сказал. Я вижу намного больше ИП, которые ездят за 3 сольда, аргументируя тем, что больше не платят (декретники типа все ставки порезали), а моя машина без кредитов и давно себя отработала...... А после декрета стало видно кто держит свою цену, а кто как проститутка за копейки продается, лишь бы работать. Так денег не заработаешь и автопарк никогда не обновишь........
Почему ГТК скрывает, сколько автомобилей ввезено по декрету №6?
ГТК строго засекретил все данные о транспортных средствах, ввезенных по декрету №6. И не удивительно, этот "серый" рынок достиг таких размеров, что стал реальной угрозой экономической безопасности страны. "Ежедневник" попробовал рассекретить эти данные.
Не получив от ГТК ответы по статистике ввоза "декретных" машин и количестве нарушений компаний, в уставном фонде которых значатся эти транспортные средства, "Ежедневник" остался в недоумении. Что за секреты могут быть в обычных статданных, ежегодно и ежеквартально публикуемых официальными органами самых разных стран? Учитывая цель декрета №6 – помощь в развитии бизнеса на периферии, - цифры подчеркнули бы стремление государства в поощрении деловой активности сограждан.
Ниже приводим данные продаж ряда товарных позиций, на который распространялись льготы декрета №6 на протяжении 2012, 2013 и первых четырех месяцев 2014 года. Сравнив цифры, можно сделать вывод: продажи в прошлом году возросли благодаря льготированию белорусских предприятий, зарегистрированных на периферии.
N
Товарный код
Тракторы и седельные тягачи
2012 г.
2013 г.
Январь-апрель 2014 г.
1
8701
Тракторы и седельные тягачи
10.101
18.152
5.724
2
8702
Автомобили для перевозки 10 человек и более
1.054
1.620
154
3
8704
Автомобили грузовые
14.510
34.337
1.927
4
8705
Автомобили специального назначения
430
1.141
57
5
8707
Кузова для автомобилей
4.482
7.877
3.763
PS. Поскольку контролирующие ведомства не торопятся делиться статистикой нарушений, можно предположить: она более чем внушающая, а последствия декрета №6 будет сказываться на работе субъектов хозяйствования еще несколько лет. Об этом говорят и бизнесмены, которые не используют "серые" схемы и работают легально. Создается такое впечатление, что декрет создавался специально под определенных операторов "серого" рынка автомобилей.
Жаль, госорганы не делают уроков после работы таких несовершенных законодательных актов. Ближайшие полгода белорусских импортеров проверят на прочность указом №361. Но это уже совсем другая история.
Явное нежелание говорить про объемы ввоза "декретных" грузовиков и количестве нарушений субъектов хозяйствования, в уставном фонде которых числятся эти транспортные средства, придали теме негативную окраску. На этом фоне слова экспертов о явно непродуманном декрете №6, который фактически сформировал новый "серый" рынок в Беларуси и ухудшил ситуацию сразу в нескольких сферах автобизнеса, зазвучали иначе.
А ведь подсчитать количество декретных грузовиков легко, используя статданные из открытых источников.
"Ежедневник" располагает статистикой продаж автодилеров грузовых автомобилей и данными о коде товаров (ТН ВЭД), ввезенных на территорию Беларуси в 2012-2014 годах. Часть из них указана в декрете №6. Попробуем подсчитать примерное количество грузовых автомобилей (код 8704), ввезенных по декрету №6 в 2013 году.
Согласно статданным, в 2012 году в страну ввезено 14510 грузовиков, в 2013 году – 34337. Вычтя из этого количества новые грузовые автомобили, проданные дилерами Беларуси (1802 единицы в 2012 году и 959 в 2013 году), поучаем 12708 и 33378 грузовиков соответственно.
Декрет начал работать 1 июля 2012 года и действовал до 31 ноября 2013 года. Предположив, что субъекты долго раскачивались в начале, не ошибемся, если скажем: основное количество "декретных" грузовиков ввезено в Беларусь в 2013 году. Разница в годовом объеме продаж – 20670 единиц техники. Это и есть примерное количество тех самых "декретных" грузовиков. Сколько из них ввезено с нарушениями и как часто они выявляются? Молчание контролирующего органа заставляет делать самые негативные выводы.
Ниже приводим данные продаж ряда товарных позиций, на который распространялись льготы декрета №6 на протяжении 2012, 2013 и первых четырех месяцев 2014 года. Сравнив цифры, можно сделать вывод: продажи в прошлом году возросли благодаря льготированию белорусских предприятий, зарегистрированных на периферии.
Последний раз редактировалось: 12 Августа, 2014 10:10
по моему не один серьезный белорусский TIR перевозчик под 6-ой декрет машину не пригонял. Принимали этот декрет скорее для логистик понастроенных вокруг минска видимо таким образом (комплексным подходом), хотели на российском рынке закрепиться, но президенту не удалось договориться о каботажных перевозках ( россияне ведь тоже не дураки).И вот план по очередной модернизации провален (как и цементные заводы), а свой рынок такое количество техники переварить не может, вот и боятся признаться (ответственные кто проводил расчеты) об очередном провале и постановке на колени смежных отраслей. А МОЖЕТ И НЕ ТАК....
ВЫ СПЕРВА РАССТАМОЖТЕ ПО ОБЩИМ ПРАВИЛАМ АВТОМОБИЛЬ ПОТОМ КРИЧИТЕ ПРО МЕ
ТАЛЛОЛОМ...
Я НАВЕРНОЕ В 2011Г ОТДАЛ ЗА СВОЙ МЕТЕЛЛОЛОМ ЕВРО-0 1989ГОДА ВЫПУСКА БОЛЬШЕ ДЕНЕГ ЧЕМ ДЕКРЕТЧИКАМ ОБОШЛОСЬ ВОГНАТЬ ЕВРО-5, А ЕСЛИ УЧЕСТЬ ЕЩЕ ДЕНЬГИ ВЛОЖЕННЫЕ ДЛЯ ВОССТАНАВЛЕНИЯ ЕГО ДО НОРМАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ТАК В ДВА РАЗА И МНЕ НЕПОНЯТЕН ЭТОТ ЗАГОВОР (ДЕКРЕТ№6),ИГРАЛИ-ТО ВСЕ ПО ОБЩИМ ПРАВИЛАМ И НА ТЕБЕ БОЛВАНКОЙ ПО БАЛДЕ...
Последний раз редактировалось: 12 Августа, 2014 11:55
Туромша ОлегВЫ СПЕРВА РАССТАМОЖТЕ ПО ОБЩИМ ПРАВИЛАМ АВТОМОБИЛЬ ПОТОМ КРИЧИТЕ ПРО МЕТАЛЛОЛОМ...
ничего сложного! ввозили до декрета, ввозили во время декрета и ввозят после декрета грузовую технику. ни о каком обновлении речи не идет, когда ездишь за пирожок.
Почему одни заливают и платят за его ,а другие только капают маслом на асфальт.
В Польше-это нормальная практика также оплата дороги зависит от экологического класса автомобиля
ПОТОМУ-ЧТО ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СБОР ЕЩЕ ВПЕРЕДИ!!!
распродадут мазы потом уже введут...
и не забывайте что у нас равные условия хозяйствования только на словах, а на деле у колхозов и прочих окологосударственных структур далеко не евро у родственника пару амкодоров на техосмотре спросил сколько пошлина! сказали что не надо, спросил почему ответили предстовляешь сколько колхозам придется заплатить...
Последний раз редактировалось: 12 Августа, 2014 12:54
Туромша ОлегВЫ СПЕРВА РАССТАМОЖТЕ ПО ОБЩИМ ПРАВИЛАМ АВТОМОБИЛЬ ПОТОМ КРИЧИТЕ ПРО МЕ
ТАЛЛОЛОМ...
Я НАВЕРНОЕ В 2011Г ОТДАЛ ЗА СВОЙ МЕТЕЛЛОЛОМ ЕВРО-0 1989ГОДА ВЫПУСКА БОЛЬШЕ ДЕНЕГ ЧЕМ ДЕКРЕТЧИКАМ ОБОШЛОСЬ ВОГНАТЬ ЕВРО-5, А ЕСЛИ УЧЕСТЬ ЕЩЕ ДЕНЬГИ ВЛОЖЕННЫЕ ДЛЯ ВОССТАНАВЛЕНИЯ ЕГО ДО НОРМАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ТАК В ДВА РАЗА И МНЕ НЕПОНЯТЕН ЭТОТ ЗАГОВОР (ДЕКРЕТ№6),ИГРАЛИ-ТО ВСЕ ПО ОБЩИМ ПРАВИЛАМ И НА ТЕБЕ БОЛВАНКОЙ ПО БАЛДЕ...
Я свой металлом продал именно в тот момент. И за бублик с маслом не ездил.А теперь многих данная ситуация научит считать свою прибыль с учетом обновления транспорта.А то колхозной салярки залил и 25 лет на ей ездит и считают многие деятели прибыль чистую свою.В уме,что цена транспорта не измениться при 25 летней эксплуатации.
Хорошее иногда имеет свойство заканчиваться.
В этом бизнесе все намного сложней уже будет.Недавно от своего знакомого по телефону услышал говорит ,что я богатый ,что на заправке заправляюсь,а я в ответ сказал ,что с моим ЕВРО4 дешевле на заправке заправляться ,чем влететь на Комонреил.
Забыл время когда с канистр заправлял, вспоминаю как дикий век.Согласен выгодно с канистр , только встал вопрос быть шофером в мазуте , салярке или просто водителем-экспедитором!
Если ездить по нормальным ставкам,заправка грузовика на АЗС не напрягает.
Последний раз редактировалось: 12 Августа, 2014 14:25
то, что мы на 25-ти летках катаемся спасибо родному государству за заботу в 1997 году введя запретительные пошлины
а вот за какие такие заслуги перед родиной и под кого 6-ой декрет пропихнули...!?
пропихнуть декрет это еще не значит сильнейший или умнейший...
скорее подождут( как крысы в банке, пока друг дружку не сожрут), а потом уже селекционировать будут